Изысканно, но невнятно (ptitza) wrote,
Изысканно, но невнятно
ptitza

Categories:

Об "эпидемии" (ч. 2)

В чём суть? В друх словах описать не получается, основные штрихи, очень много пропускаю. В США большинство выпускников школ, подростки 17-18 лет, поступают в университеты в других городах. Если у нас принято, в основном, поступать по месту жительства и жить дома, либо снимать квартиру, жить у родственников и знакомых, то в Штатах ребёнок уезжает в другой город и живет в университетском общежитии. И вот эта толпа, в общем-то, незрелых малолеток, часто наивных, часто воспитанный в строгих семейных рамках, оказыватся на свободе, с которой не совсем понятно что делать. Представления о сексе весьма относительные. Уроки сексуального воспитания в школах это не то, что вы подумали, это про то, что нужно пользоваться дезодорантом, иначе замуж не возмьмут, я не шучу. На это накладывается особое отношение к женщинам в университетской спортивной среде, которая, как и в наших вузах, находится на особом положении. На это накладывается особая, старинная, британская культура закрытых мужских университетских клубов, вообще разделение девочек и мальчиков, которое гораздо более заметно в Штатах, чем у нас. Бой- и герл-скауты -- отдельные организации, в летних лагерях часто раздельные смены (июнь мальчики, июль девочки), множество мужских и женских университетов, множество католических университетов, где особая атмосфера и проч. Как правило, ранее университеты не реагировали на подобные жалобы: обращайтесь в полицию, в суд. К сожалению, это не всегда выход по разным причинам, можно обсудить, но внутренние следственные отделы создаются не случайно. Далее, студенческие мужские и женские организации, очень традиционная форма студенческой жизни, одновременно разделяет студенток и студентов. Сегодня многие университеты запрещают эти организации, считая их рассадником сексуального насилия. Действительно, некоторый элемент "половой дедовщины" там присутствует. Можно добавить, что до середины 1980-х годов законодательство, связанное с изнасилованием и другими подобными преступлениями, не изучалось на юридических факультетах. Считалось, что эти преступления не настолько серьезны; считалось, что доверять жертвам подобных преступлений (в основном, женщинам) полностью нельзя, так как они слишком "подвержены эмоциям", поэтому сложно установить, что там произошло на самом деле. Подобное отношение отражалось в законодательстве, где, в частности, предусматривалось, что женщина-жертва должна "максимально противиться" насилию, а если не максимально противилась, то, может, и не жертва. Постепенно это всё менялось, но всё это было не так давно, след остался.

При этом жесточайшая конкуренция, тяжелая учеба, нервотрепка в серьёзных университетах, и идет компенсация -- парти, университетские гулянки. Есть понятие "парти-университет", т.е. университет, где парти составляют важную и почти обязательную часть студенческой жизни. Неслучайно подавляющее большинство дел связано с алкоголем во время парти. Много дел затрагивают девственниц, которые либо выпили, либо под давлением, от страха, от желания "не ударить лицом в грязь", причин много, попадают в соответсвующую ситуацию, а наутро совершенно искренний ужас и депрессия, за которыми идет жалоба. В подобной ситуации возбуждается дело об изнасиловании, хотя секс мог быть внешне по обоюдному согласию, но внутренне человек согласен не был. Обидчик при этом -- желторотый юнец, который напуган проишедшим не менее, чем его жертва. Внутреннее несогласие и как понять, согласен он или нет, является одним из предметов нового законодательства. Об этом ниже.

Если говорить в общем, сексуальное насилие (в условиях университета) -- это настойчивое либо продолжительное нежелательное поведение сексуального характера, в результате которого для человека, которого затрагивает подобное поведение, создаются невозможные условия для нормального обучения или труда ("враждебная обстановка"). Основная задача -- защита права каждого студента на нормальное обучение, право на безопасность. Например, если товарищ по потоку настойчиво оказывает вам нежелательные знаки внимания или постоянно шутит на тему о вашей внешности или сексуальной ориентации, на просьбы прекратить не реагирует, и вы начинаете пропускать занятия, чтобы с ним не встречаться, возникает классическая "враждебная обстановка". Это важно, потому что часто обращают внимание на скандальные последствия правил, т.е. на то, как они затрагивают секс. Но нужно помнить, что кроме секса есть множество иных ситуаций, с которыми сталкиваются молодые ребята, оказавшиеся далеко от дома, и с которыми они сталкиваться не должны. Есть аргументы (не у читателей этого журнала, слава богу): парень должен уметь "разобраться по-пацански", "человек, имеющий собственное достоинство, всегда знает, как отреагировать", "это жизнь, и нужно ей учиться", "на обиженных воду возят" и проч. Все это -- решение проблем на личном уровне, личная ответственность за решение подобных проблем. Моя задача -- показать, как эти проблемы пытается решать государство законодательным путем и как формируется среда общения между людьми, как формируется западная мораль, т.е. откуда берется запад таким, каким мы его видим. Я не обсуждаю нравится нам (им) это или нет, перегибы это или нет, и даже существует ли реально эта проблема или нет. Никаких проблем, как известно, не существует. Тут интересней то, из чего делается проблема, и как она отражает и одновременно формирует характер общества.
Например, на вопрос "кто виноват?" можно в разное время давать разные ответы: царизм, коммунизм, перестройка, Америка. Соответственно на вопрос "что делать?" ответ: снести, быстро и под корень, того, кто в данный момент виноват. На западе вопрос "кто виноват" решается иначе: виновато несовершенное законодательство. Что делать? Менять его, по крупицам и медленно, иногда в сферах, которые мы определяем как "нам бы их проблемы". Ещё раз, тут можно говорить о том, что так жить скучно, что там где между людьми встает закон, из человеческих отношений уходит человеческое, что так возникает нация стукачей, что человек становится мельче, одноплановей и проч. Это всё можно обсудить в других журналах, коих миллион, я здесь просто рассказываю как, по моим представлениям, формируется западный человек.

Возвращаясь к теме. В новых правилах есть важные моменты. Например, если поведение приветствовалось раньше, это не значит, что оно будет приветствоваться в следующий раз или в иной форме. Вчера студентка благосклонно приняла букет цветов, а через неделю букет цветов может вызвать жалобу "смотрящему". Или обоюдный оральный секс по взаимному согласию -- да, а попытка вагинального секса в течение того же эпизода классифицируется как изнасилование ("иск подается с момента после орального секса"). Или двое молодых людей (встречались в недалеком прошлом, а теперь "просто друзья") едут на практику в другой город, снимают квартиру с одной кроватью ("на квартиру с друмя кроватями не было денег"), спят вместе, обнимаются по-дружески, шепчутся перед сном и прочее. Потом, в полусне, следует попытка секса -- и гудбай университет. Детский сад, но наказание недетское. Отсюда вопрос: как понять, желательно данное поведение или нет? Университеты отвечают по-разному. Например, правила Антиохийского университета требуют, чтобы на каждое, самое малейшее, действие было дано прямое словесное согласие. То есть, нужно спрашивать: можно подвинуться поближе? можно взять за руку? можно обнять? можно поцеловать? как можно поцеловать? и проч. Антиохийские правила обычно приводят как пример экстремального подхода. Их рассматривали в других университетах как прецедент, но большинство отказалось. Однако вопрос стоит, развернулись целые кампании -- Yes Means Yes или No Means No, обсуждается разница между ними, необходимость включать в правила и проч. Сейчас всё это на подъеме, только начало, поэтому несомненные перегибы. Но уже пошли обратные процессы, молодые люди подают иски против изгнавших их университетов. Постепенно, видимо, всё сгладится, но отношения между людьми, конечно, изменятся. В какую сторону? В западную. Я так для себя это определяю.
Subscribe

  • Удачно о непримкнувших

    "живу с Богом в незарегистрированном браке"

  • Пока-пока, ребята! И не переживайте так...

    "Прежде, обращаясь к малышам, мы всегда говорили: дети. Теперь это слово повсюду вытеснено словом ребята. Оно звучит и в школах и в детских садах,…

  • (no subject)

    "Каждый имеет право на возмещение государством вреда" "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом" (Конституция…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 78 comments

  • Удачно о непримкнувших

    "живу с Богом в незарегистрированном браке"

  • Пока-пока, ребята! И не переживайте так...

    "Прежде, обращаясь к малышам, мы всегда говорили: дети. Теперь это слово повсюду вытеснено словом ребята. Оно звучит и в школах и в детских садах,…

  • (no subject)

    "Каждый имеет право на возмещение государством вреда" "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом" (Конституция…