Изысканно, но невнятно (ptitza) wrote,
Изысканно, но невнятно
ptitza

Categories:

Утрехтская псалтирь

"И снова моё лицо заливает краска стыда при воспоминании о библиотекаре из Пуатье, взиравшем на меня с почти священным трепетом лишь потому, что я жил в городе, где находилась Утрехтская псалтирь, о существовании которой я тогда даже не подозревал". Из воспоминаний математика Ханса Фройденталя, сайт Утрехтского университета

Наконец-то, с большим опозданием, выложили Утрехтскую псалтирь в большом разрешении. Это единственный манускрипт в мире, выпускавшийся факсимильным изданием четыре раза; только два манускрипта опережают его по "индексу цитирования" -- знаменитые Келлc и Линдисфарне; некоторые историки считают его самым выдающимся манускриптом Средневековья. Но можно ничего этого не знать, а просто смотреть -- и следить за тем, как в очередной раз переворачиваются наши представления о Средних веках.

Первое интуитивное впечатление -- это подделка. Так рисовать тогда просто не могли, не умели, это не XVI век, не XIV и даже не XII. Это 820-830 гг. Каролингское возрождение, но далеко не все манускрипты того времени производят такое впечатление. Университет ещё не успел сделать постраничные аннотации (обещали), так что придется самим, отмечая то, что бросается в глаза.


1. Художественное мастерство и современная графическая манера, неожиданная для начала IX века. Исследователи насчитали 6 художников, работавших над манускриптом. По уровню они заметно отличаются, но само их число и единый стиль говорит о том, что это - не работа одинокого гения, не случайность. Была мастерская (учитель/ученики) либо школа, течение.



Евангелие Эббона - возможно, та же мастерская (характерные строения, растительность, изображения ангелов, увеличенные руки, ноги и проч., но всё-таки "графика" больше впечатляет). Чернильница!




2. Ощущение, что это работа с натурщиком. В мастерскую пригласили товарища, вручили копье, и он позировал так, потом этак, потом ещё чуть повернувшись. Так ли мы представляем себе работу художника в 820 году? В 1820 - да. Ладно, наверняка не знаю, пусть просто наблюдал за ничего не подозревающим копьеносцем.


3. Но это не единственная такая картинка, их довольно много. Вот, например, сидящий "натурщик".


4. И стоящий.


5. Перекрученные позы ангелочков уместнее на картинах Буше и Фрагонара.


6. Смотришь на это и вспоминается: от неподвижных, плоских фигур раннего Средневековья к робким попыткам изображения эмоций и внутреннего состояния через мимику и жесты, от золотого фона к пейзажу, и всё это тянется, тянется, пока не открывают заново греческое и римское искусство и не наступает Возрождение. А тут 820-й год на дворе... И эмоции, и мимика, и контрапост в каждой второй фигуре. ...Крестьянин с молотом в правом нижнем углу - невозможно было пройти мимо.


7. Ещё одна динамичная группа, которые так удаются этому художнику.


8. Жнецы. (Не спрашивайте меня про обнаженный дерьер, я ничего про это не знаю.)


9. Интересное изображение чертей: это просто люди (очередной натурщик?), античные персонажи, полуфавны. Нет ещё того характерного образа - козлоногого и волосатого, который уже вовсю скачет по страницам манускриптов XIII века. Это - раннее, незамутненное, какое-то полуримское христианство. Может быть, и неудивительно: некоторые историки дотягивают позднюю римскую империю чуть ни до VII века.


10. Да, мне тоже видится Статуя Свободы в диадеме. Римское искусство с его персонажами, идеалами и атрибутикой никуда не исчезало. Ср. римские фрески I-II вв. и ранние христианские манускрипты.


Евангелист, VI в., Бельгийская королевская библиотека


11.


12. Немного животных...


13.


14. и лошадей...




15. Так рисовал Дали 1100 лет спустя.


16. И Пикассо, когда писал этюды к "Гернике".


18. Начатый и незаконченный персонаж (правый верхний угол)? Вряд ли. Автопортрет? Слишком живое, харАктерное лицо.


19. Только мне здесь чудятся китайские мотивы?


20. И здесь.


21. Целиком. Я это называю "model studies".


22. Ангел.


23. И ещё раз крупнее. Кого-то мне напоминает эта манера - Ника Гольц? Калиновский?


24. Лира. Если убрать коричневый фон - XVII век, эскиз Рембрандта.





25. Несколько панорам. Обычно для поста выбирают лучшее, но у меня - первое попавшееся, по ссылке намного большее впечатление.

Интереснейшие бытовые детали, музыкальные инструменты и проч.





26. Чтобы увидеть, насколько это современная вещь: "Из Утрехтской Псалтири" Andrzej Brakoniecki




Смотреть не просто "плюсом", а используя Advanced Zoom в меню слева. "Плюсом" было и раньше, но не дает необходимой четкости и увеличения.
Subscribe

  • (no subject)

    С сегодняшнего дня музей «Метрополитен» только для вакцинированных.

  • Советская Россия 1960-х

    Слегка отошли от дореволюционного курса (до сего дня все фото у нас были до 1914 г.), сделали новую серию СССР 1960-х. Я ее основательно…

  • Ледники

    Выложила швейцарские картинки, которые никому не интересны, дело не в этом. Я выкладываю, только если фотографии опознаны, иначе какой смысл…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    С сегодняшнего дня музей «Метрополитен» только для вакцинированных.

  • Советская Россия 1960-х

    Слегка отошли от дореволюционного курса (до сего дня все фото у нас были до 1914 г.), сделали новую серию СССР 1960-х. Я ее основательно…

  • Ледники

    Выложила швейцарские картинки, которые никому не интересны, дело не в этом. Я выкладываю, только если фотографии опознаны, иначе какой смысл…